Свободу всем детям-йогам! Свобода – наше право от рождения. Она для нас так естественна, что мы очень часто считаем ее чем-то самим собой разумеющимся. И когда мы слышим о том, что кого-то притесняют или что у кого-то гораздо меньше возможностей, чем у нас, нас это шокирует.
Мы хотим быть свободными, потому что свобода – это и есть счастье. Когда мы чувствуем себя ограниченными, мы страдаем, а когда мы свободны, мы счастливы. Свобода – цель йоги. Это то, что на санскрите называют «мокшей», а в буддизме – «нирваной».
Я обнаружил, что и йогам, и детям непросто дается путь к свободе. Борьба происходит не только из-за отсутствия знаний, или из-за непонимания того, что им на самом деле нужно или чего они хотят, а в-основном из-за того, что их не поддерживают. В детском саду, где я несколько лет преподавал, была девочка по имени Даниэла. Она была моей любимой ученицей. Она всегда сидела рядом со мной на занятии, но она никогда не делала то, что я говорил всем делать! Если я учил детей делать какую-то позу, она делала что-то совершенно другое, что она придумывала на месте. Я включил многие из ее новых йога-поз в мой репертуар!
Другие дети на занятии никогда не жаловались на то, что Даниэла делала то, что хочет. Они понимали, что у нее особая работа в нашем обществе – быть творческим человеком. Мы так многому можем научиться у детей! Иногда на занятии присутствовала учительница – она кричала на Даниэлу за то, что та не следует моим инструкциям, а Даниэла в ответ всегда начинала плакать.
Неужели учителя должны подавлять креативность? Мы, взрослые, ощущаем свободу многими разными способами, каждый день принимая множество маленьких решений. Мы постоянно стремимся к независимости, но все еще воспринимаем свободу как должное. В результате мы даже не видим, насколько ограничена та свобода, которую мы предоставляем и детям, и ученикам йоги в нашем обществе.
И на занятиях йогой, и в нашей системе образования, умение следовать инструкциям и делать то, что вам сказали, ценится гораздо больше, чем независимое мышление и всплески креативности.
Посмотрите и вы увидите, что самые выдающиеся люди в нашем обществе –будь то йоги или нет – никогда ни за кем не следовали. Они были бунтарями; людьми, независимыми в своих суждениях; иными, смелыми. Возможно, их считали даже немного сумасшедшими. Все мы уникальны, все мы можем дать этому миру что-то новое, у всех нас есть эта способность сиять…но как же трудно не подавлять все эти прекрасные качества!
Работая преподавателем детской и семейной йоги, я считаю своим долгом выступать против системы, которая неизбежно ограничивает креативность и творческое мышление детей и учеников йоги. Несомненно, что учителями родителям очень удобно иметь детей или учеников, которые всегда делают что им говорят, не споря, и разговаривают только если к ним обращаются или дают им на это разрешение. Но отвечает ли это истинным целям образования, или просто создает комфортное пространство, в котором мы, взрослые, можем делать свою работу?
Итак, в чем же заключается работа преподавателей? Формировать граждан, которые будут продолжать создавать такую же жизнь, которую проживают сейчас – или людей со свободным и творческим умом, которые позволят нашей цивилизации расти и развиваться? В чем истинная цель образования? Она в том, чтобы дать нам инструменты, чтобы мы могли жить счастливо и свободно; чтобы наша жизнь поддерживала и обогащала наше общество.
Так как насчет того, чтобы поменять свое отношение и добавить немного огня в свои занятия, поощряя креативность учеников? Не стоит ли нам отпустить свое эго, ожидающее, что все будут делать то, что мы им говорим, и начать создавать мир, который постоянно развивается и обновляется? Хотите вместе со мной привносить больше свободы в эту перегруженную правилами и ограничениями реальность? Пожалуйста, скажите ДА…
Вот несколько веселых йога-активностей, которые можно делать дома, на работе, на занятии по йоге (со взрослыми или детьми), чтобы привнести в жизнь больше радости и вдохновения и исследовать это глубокое стремление к свободе, которое есть у всех!
Приветствие Друг Друга. В парах, встаньте лицом друг к другу. Каждый партнер по очереди придумывает уникальную последовательность йоги из 5-7 поз, а другой повторяет его движения. Поставьте веселую музыку! Пара повторяет последовательность упражнений, пока песня не закончится, и только затем меняется ролями.
Приветствие Чему-то. Вы знали, что Приветствие Солнцу в Индии было молитвой Богу Солнца? В этом упражнении оба партнера вместе создают приветствие (последовательность из 5-7 поз йоги) чему-то, что они любят. Дайте им 5 минут для создания своего приветствия. Они даже могут показать его всей группе, которая потом попытается угадать, что же они приветствуют.
Йога Инновации. Найдите три (или один) новых способа делать позу вместе. Это парная поза, поэтому вы должна каким-то образом соприкасаться с партнером. Можно дать разные позы каждой паре или одну и ту же позу всем.
Йога-Штука. Вместе создайте группового Йога-Монстра, Йога-Динозавра, Йога-Цветок, Йога-Ракету или Йога-Машину и дайте этой позе название. Это может быть поза, которая движется и трансформируется, или одна большая групповая поза.
Йога с пропсами. Соединитесь друг с другом при помощи пропсов и создайте последовательность поз йоги. Можно использовать шарфы, палки, хула-хупы, парашют, резинки, гимнастические мячи – что угодно, что можно связать и привязать к лодыжкам или запястьям.
Пирамида. Создайте человеческую пирамиду. Дайте группе около 3 минут и затем пусть они ее продемонстрируют и научат всю группу ее делать. Можно также разделить группу на две части и посмотреть, кто сможет сделать самую высокую/большую/странную пирамиду, используя позы йоги.
Йога-каллиграфия. Сядьте в круг и разделите участников на группы А и Б (пройдитесь по кругу, дотрагиваясь до голов учеников и по очереди произносите «А» и «Б»). Пусть они создадут Йога-цветок или Йога-калейдоскоп. Пока группа А делает одну позу, группа Б делает другую, и их движения соединяются. Делайте это как последовательность, используя серию поз – так можно создать прекрасные, похожие на цветы мандалы или позы, похожие на движущийся калейдоскоп!
А если у людей будет настроение еще поиграть, они могут, например, научить всю группу делать их версию Йога-Инновации.
Гопала Амир Яффе
Автор , создатель Rainbow Kids and Family Yoga
Гопала Амир Яффа https://rainbowyogatraining.com/
перевод специально для changeworld yoga
Мария Романова